Каждый автомобиль нуждается в регулярном техническом обслуживании. От этого зависит его долговечность и безопасность водителя и пассажиров.
Одной из самых важных частей автомобиля является система подвески. К сожалению, из-за не самого лучшего качества дорог в нашей стране подвеска любого автомобиля подвержена ускоренному износу, и ради безопасности и хорошей управляемости ее необходимо регулярно обследовать, чтобы своевременно выявить или предупредить возможные поломки.
В данной статье мы обозначим основные моменты при диагностике подвески одного из самых популярных автомобилей – Хендай Солярис.
В первую очередь, надо отметить, что в связи с плохим состоянием дорожного покрытия в России диагностику подвески желательно проводить дважды в год – весной, чтобы проверить, как низкие температуры, реагенты и снег повлияли на металлические и резиновые части ходовой и после лета, когда, как правило, автомобиль ездит чаще, возможно, по грунтовым дорогам с грязью и гравием, песком и прочими прелестями отсутствия ровного асфальта.
Теперь непосредственно перейдем к самой процедуре проверки.
Первое: проверяем, есть ли люфт у стоек амортизатора. Для этого открываем капот, находим в правой и левой верхних частях подкапотного пространства крепления стоек амортизаторов, надавливаем на них двумя пальцами и раскачиваем вверх-вниз автомобиль. Если никаких люфтов, скрипов и дребезжания нет, значит все в порядке. Также, можно покрутить руль, касаясь этих опор – при неполадках будет скрип и дребезжание. (Если Вы сами не в состоянии отличить звук неисправной детали от исправной или у Вас закрались сомнения, обязательно обратитесь к профессиональным автослесарям за консультацией, так как любая неисправность в подвеске может привести к трагическим последствиям.)
Второе: оцениваем целостность пыльников амортизаторов. Они не должны быть порваны и не должно быть никаких подтеков. В противном случае надо менять амортизаторы.
Третье: поднимаем автомобиль на подъемнике или спускаемся в смотровую яму и поддомкрачиваем автомобиль, чтобы вывесить колесо. Крутим колесо и слушаем – если есть свист – вероятно неисправен ступичный подшипник. Если колесо крутится не ровно – то же самое. Далее охватываем колесо руками на 12 и на 6 часов и толкаем верх - вперед, низ – назад и наоборот несколько раз. Если есть люфт – неисправен подшипник. Очень важно: при неисправности ступичного подшипника его надо сразу менять. Ездить в таком случае опасно – может оторвать колесо со всеми вытекающими последствиями.
Четвертое: заходим с внутренней стороны колеса и проверяем состояние сайлентблоков шаровых опор – 2 из них прикручены к подрамнику, одна к ступице. Сначала смотрим визуально – не должно быть порванной резины. Затем берем толстую отвертку или «монтажку» и, используя ее как рычаг, давим на рычаги подвески, а другой рукой прощупываем люфт сайлентблоков. Если люфтов нет – значит все в порядке. Если есть - надо менять шаровые опоры. С неисправными шаровыми опорами тоже опасно ездить – тоже может оторвать колеса при наезде на неровность. Затем проверяем, как сам подрамник прикручен к кузову. Это редкость, но при интенсивной езде по неровным «убитым» дорогам и подрамник может открутиться.
Пятое: смотрим пыльник ШРУСа (Шарнир равных угловых скоростей). Для этого крутим колесо и осматриваем резиновый пыльник со всех сторон. Он должен быть целым. Если в нем дыра – будет просачиваться смазка, которая внутри – Вы не ошибетесь. Также, необходимо проверить пыльник на другом конце привода - в месте соединения с коробкой передач.
Шестое: проверяем наконечник рулевой тяги. Как правило, именно эта деталь подвески сдается раньше всех. Износ напрямую зависит от того как интенсивно и резко водитель крутил руль. Чтобы проверить, берем рукой за рулевую тягу и дергаем ее вперед-назад. Если она ходит туго - все нормально. Если легко, со скрипами, люфтом – надо срочно менять. Также, неисправный рулевой наконечник можно распознать по порванной резине сайлентблока.
Седьмое: Проверяем стабилизатор поперечной устойчивости – оцениваем состояние резины в нем и дергаем вверх-вниз. Люфтов и скрипов быть не должно.
Восьмое: Проверяем состояние тормозных шлангов. Они должны быть целые и без подтеков. Уделите этому осмотру особо пристальное внимание, так как исправные тормоза это, прежде всего, безопасность. Далее осматриваем степень износа тормозных колодок и дисков.
Девятое: осматриваем степень износа резины. На покрышках перпендикулярно протектору есть специальные резиновые выпуклости. Если протектор стерся до уровня этих выпуклостей - значит резину пора менять. если износ резины неравномерный – например края износились больше чем середина – значит Вы ездите на недокаченных покрышках. Если середина износилась больше чем края, значит, Вы перекачиваете шины. Если изнашивается неравномерно только один край – значит, Вашему автомобилю нужна регулировка развала-схождения колес.
Десятое: проверяем степень затяжки болтов на колесах.
Разумеется, все вышеперечисленные операции необходимо проделать с обоими передними колесами.
Теперь переходим к задней подвеске. Тут проще. Подвеска полузависимая с торсионной балкой. Проверяем сайлентблоки задних лонжеронов. Они большие и проблем с ними быть не должно. Но проверить всегда стоит. Далее проверяем амортизаторы. Как и на передних – не должно быть подтеков, а пыльники должны быть целыми. Смотрим для очистки совести состояние пружин. Если вы ездили с полной загрузкой, а то и на перегруженном автомобиле задние пружины могут подсесть и плохо выполнять демпфирующую функцию. Смотрим, чтобы они сидели четко в своих посадочным местах. Смотрим, не искривилась ли сама балка. Это может случиться при наезде на камень на большой скорости.
Разумеется, проверяем задние тормозные шланги на предмет протечек и целостности. Протечек, как вы понимаете, быть не должно. Смотрим на состояние износа колодок и дисков и, пожалуй, на этом с задней подвеской все.
Таковы основные операции при диагностике подвески Хендай Солярис. Еще раз обращаем Ваше внимание на то, что диагностику необходимо делать регулярно, ведь от этого зависит Ваша безопасность. Более того, если Вы при диагностике сомневаетесь в исправности того или иного элемента лучше доверьте проверку профессионалам. Ведь Вам при отсутствии должного опыта, умений и навыков может показаться, что с тем или иным проверяемым элементом подвески все нормально, а на самом деле это может оказаться не так. Будьте ответственны в обслуживании своего автомобиля и при любых намеках на неисправность обращайтесь на станцию техобслуживания. И помните, что все эти советы даны не для того, чтобы Вы самостоятельно проверяли подвеску Вашего автомобиля, а для того, чтобы вовремя смогли заподозрить неполадки и обратиться к профессиональным механикам, которые проведут более тщательную диагностику и, если потребуется, ремонт.
И еще совет: перед долгой дорогой обязательно поезжайте на СТО и проверьте подвеску. Это нужно сделать обязательно во избежание поломок в